Литовская тяжелоупряжная
Выведена в Литовской ССР при скрещивании местных жмудских лошадей со шведскими арденами, которых завозили в двадцатых и тридцатых годах. Утверждена в 1963 г.
Традиционные рысистые испытания на льду озера Сартай в Литовской ССР неизменно привлекают большое количество участников и зрителей со всех районов республики
По своему массивному телосложению и костистости литовские лошади занимают промежуточное положение между русскими и советскими тяжеловозами. Промеры жеребцов: высота в холке 158 см, длина туловища 164, обхват груди 197, обхват пясти 24 см; промеры кобыл: 155-162-192-23. Масса жеребцов 700 кг, кобыл — 650 кг. Масть преобладает рыжая, менее распространена гнедая.
Рекорды литовских тяжеловозов на Всесоюзных соревнованиях: доставка груза рысью 4 мин 45 с, шагом — 13 мин 20 с, тяговая выносливость 1397 м, максимальная сила тяги 860 кг.
Лошади отличаются выносливостью в работе, неприхотливостью к кормлению и содержанию. Они хорошо акклиматизируются в условиях резко континентального климата, что способствует их распространению за пределы Литовской ССР.
Численность породы в 1980 г. составила 33,3 тыс. голов, из которых 12,9 тыс. чистопородных. Лучших литовских лошадей разводят конные заводы Нямунский, Жагарский и Судавский.
История возникновения
Обладающие колоссальной силой массивные советские лошади, способные перевозить грузы, масса которых исчисляется тоннами, всегда пользовались популярностью. Многие легендарные тяжеловозы были выведены на территории Западной Европы ещё около двух веков назад. Россия тоже прославилась своими тяжелоупряжными лошадьми. А советский тяжеловоз – порода лошади самая мощная и знаменитая из них.
Выведенными эти советские лошаки тяжеловозы были путем процесса по скрещиванию. На русских просторах брабансоны оказались уже в середине девятнадцатого века. Но вот по пути, связанным с чистопородным разведением, в России не пошли.
По какой причине все было именно так? Брабансоны имеют очень рыхлую и сырую конституцию. И они очень плохо приспособиться могут к суровому отечественному климату. Советские лошади такие обладали склонностью к мокрецам. Для некоторых же из них, так вообще, все могло закончиться гниением стрелок и таких важных элементов, как ткани конечностей. А вот скрещивание слабаков брабансонов с кобылами, которые были в местности, устраняло все названные недостатки.
Жеребец по кличке Экватор
Помимо всего этого, несколько грубое телосложение бельгийских тяжеловозов, не могло удовлетворить вкусу в России к истинной гармонии форм и блистательной конской красоте. Так что началась серьезная и продуктивная работа над тяжким созданием новой прекрасной породы. И таким образом, стали созданными лошадки, что отвечали целиком и полностью, всем требованиям, предъявляемым сельским хозяйством.
Выведение тяжеловозной породы заняло довольно длительный период времени. Усовершенствованию селекции, а также её успешному проведению в немалой степени поспособствовали профессор Д. А. Кисловский и зоотехник А. И. Анцин. И только в 30-х годах XX века появились жеребята с устойчивыми генетическими признаками. Вместе с этим начала отпадать необходимость в крови заграничных тяжеловозов. Улучшение советской породы проводилось с помощью лошадей, выращенных на отечественных конных заводах. К середине XX века брабансонов в стране уже не было. В Починковском и Мордовском конных заводах проводился отбор, а также тренинг молодняка.
Выведением отечественных тяжелоупряжных советских лошадей занималось сразу два конезавода. Соответственно и результаты получились разные. Так образовались два типа советских тяжеловозов, каждый из которых имеет свои индивидуальные особенности. Лошади, выведенные на Починковском конном заводе, обладают массивной комплекцией, удлинённым туловищем и длинными крупными ногами. Лошади Мордовского конного завода, отличаются большей сухостью и компактными размерами, поскольку в них сильны гены английских суффольков.
Разведение
Не все тяжеловозы прихотливы в уходе. Плюсом у этих гигантов является и коммуникабельность в общении с человеком. Они сносно переносят изменчивые погодные условия, не привередливы в еде. Для разведения этих крупных коней не обязательно строить «королевские конюшни», которые так необходимы утонченным спортивным породам лошадей.
Многие «тяжики» имеют густую гриву, хвост и щетки на ногах, а толстый слой мышечной массы не позволит им легко замерзнуть на холоде. Поэтому для положительного разведения, селекции и улучшения этих животных используют лучших представителей пород, которые отличились высокими результатами на испытаниях и хорошо показали свои силовые навыки.
Необходимость разводить тяжелых коней на сегодняшний день снизилась, так как для полевых работ многие фермеры предпочитают использовать современную технику взамен лошадей. Однако в большинстве регионов России для пахотных работ предпочтение отдают все же «тяжикам».
Тяжеловесов используют на животноводческих фермах и в конюшнях по прямому назначению — для выполнения сельскохозяйственных работ (реже — для выпаса скота или проката).
Образ жизни в природе
Для того чтобы найти подход к лошади такой породы, нужно создать ей комфортные условия для существования и знать, в каком уходе животное нуждается.
Содержание и уход
Никаких особых предпочтений у советского тяжеловоза нет, ему нужна просторная конюшня, место для выгула и свободного бега, чистое питье и регулярный корм. Чтобы лошадь трудилась на благо человека, хозяин обязательно должен заботиться о здоровье животного. Во-первых, правильно составленный рацион питания и подкормки помогут лошади сохранят свою энергичность и мощь. Во-вторых, регулярный осмотр лошади после трудового дня позволит предотвратить риски появления заболеваний и травм. И несколько раз в год тяжеловоза должен осматривать ветеринар, а также проводить все плановые вакцинации и прививки.
После активного времяпровождения лошади нужно очищать ноздри от пота и пыли, а также омывать копыта из шланга для снятия усталости. Гриву и хвост нужно мыть 1-2 раза в неделю с применением кондиционера и вычесывать натуральной щеткой. Чтобы волосы не перепутывались, их можно заплетать в косы.
Питание
Правильно составленный рацион питания советского тяжеловоза — ключ к его силе и мощи, продуктивности и энергичности. Тяжеловозы нуждаются одинаково в кормлении свежей и сухой растительностью, а также в злаковых культурах. Поэтому ежедневно лошади нужно давать траву и зерно, а также чистую воду. Чтобы молодой жеребенок полноценно рос и наращивал мускулатуру, нужно периодически подкармливать животное концентратами и витаминными добавками. Лошади любят сахар, сладкую свеклу и морковь, а также картофель.
Характер и повадки
Советский тяжеловоз славится своей некой флегматичностью и прекрасным нравом. А энергичный темперамент позволяет лошади максимально продуктивно трудиться в тандеме с человеком. В целом темперамент советских тяжеловозов уравновешенный, добронравный, неприхотливый и спокойный. Лошади легко идут на контакт с новыми людьми, но требуют к себе уважительного и мягкого похода. Негативные эмоции и злость не приветствуют в людях, только «методом пряника» можно вызвать в лошади старание и усердие.
Темперамент
Нрав у скакунов уравновешенный и добронравный.
К тому же они довольно послушны в работе и хорошо дрессируются. Кони выносливы к работе на рыси и шагу. Порода отличается своей скороспелостью. Животные достигают зрелости в течение 3 лет, а продолжительность жизни составляет в среднем 25 лет. Новорождённые малыши весят 250 кг, и уже через полтора года высота молодняка – 95 % от взрослого животного. В этом же возрасте масса коня достигает 75 % от массы зрелой особи.
Для хорошего развития рекомендуют коней в стойловой период кормить злаковым и бобовым сеном, подмешивая к нему сочные корма. В пастбищном периоде желателен луг с богатым травостоем и немного концентратов. В случном периоде желателен умеренный моцион. Даже зимой молодняк желательно выпускать на прогулки.
Условия содержания
Тяжеловозные лошади славятся неприхотливостью в содержании. Для этой породы подойдет денник в 4 кв. м, что всего на 1 м больше, чем у пони.
Некоторые санитарные нормы содержания жеребцов все же есть:
- В помещении не допускаются сквозняки, резкие запахи и громкий шум.
- Уровень температуры и влажности должен быть стабильным вне зависимости от сезона.
- Денник вычищается ежедневно, а конюшня моется раз в неделю.
- При смене сезона помещение следует продезинфицировать специальными препаратами.
Одним из обязательных условий содержания этой породы является пастбище, где животные пополняют запасы витаминов.
Уход за лошадями породы Советский Тяжеловоз
Если Советский тяжеловоз используется в качестве тяговой силы, у лошади должен быть четкий режим отдыха и работы. Лошадь, которая трудится на износ, может испытывать стресс, который снижает иммунитет животного.
После рабочего дня жеребцу следует обмывать копыта и вычищать ноздри от мусора. Особенно это касается пород, которые трудятся на лесозаготовках. Гриву скакуну следует расчесывать, иначе в колтунах могут завестись паразиты. Чтобы избежать подобного, некоторые фермеры предпочитают заплетать коням косы.
Несколько раз в год Советского Тяжеловоза должен осматривать ветеринарный специалист. Лошадь должна пройти через обязательную вакцинацию.
Русская тяжеловозная порода
Русская тяжеловозная порода лошадей из всех тяжелоупряжных наиболее распространена в России. Она выведена после революции путём скрещивания представителей местных пород (в основном украинских) с арденами (бельгийский тяжеловоз), которых в России начали разводить еще в 60–х годах XIX века на ферме Петровской сельскохозяйственной академии. С арденами скрещивали и лошадей других пород: брабансонов, орловских рысаков, першеронов. Коневоды помнят заслуги арденов в выведении русского тяжеловоза, поэтому иногда называют последнего «русский арден». Основные мужские линии породы – жеребцов: Капитена, Ларчика, Рубикона и Свиста. Официально русская тяжеловозная порода была признана в 1952 году.
Основная цель этой планомерной племенной работы – выведение сильной и выносливой, но некрупной и гармонично сложенной сельскохозяйственной лошади, сочетающей высокую работоспособность с неприхотливостью к условиям кормления и содержания.
Экстерьерные особенности лошадей русской тяжеловозной породы: лёгкая, широколобая, сухая голова прямого или вогнутого профиля; живые глаза; короткие, стоячие уши; мускулистая, красиво изогнутая шея с сильно развитым гребнем; глубокая и широкая грудь; невысокая широкая холка; широкий, раздвоенный и свислый круп; округлое туловище; сухие, короткие, слабо обросшие ноги, (задние могут быть саблистыми) с развитыми суставами.
Средние промеры жеребцов русской тяжеловозной породы: высота в холке 150 см, длина туловища 158 см, обхват груди 193 см, пясти – 22 см. Средние промеры кобыл соответственно: 148 – 157 – 188 – 21. Живая масса жеребцов 589 кг, кобыл – 559 кг (выписка из Государственной племенной книги, т. IV.) Грива и хвост русского тяжеловоза густые и длинные; наиболее характерные масти: рыжая, бурая, гнедая, гнедо-рыже-чалая; грива и хвост зачастую светлее остального волосного покрова.
Русский тяжеловоз обладает энергичным уравновешенным темпераментом, эти лошади отличаются крепким здоровьем, хорошо сохраняют упитанность, они довольно скороспелы – в трёхлетнем возрасте это уже вполне взрослые животные. Несмотря на то, что он мельче, чем советский тяжеловоз, он способен тянуть повозку с грузом свыше 7000 кг. Всероссийские испытания выявили среднюю работоспособность русских тяжеловозов: тяговая выносливость (расстояние, пройденное с силой тяги 300 кг) – 250 м; время перевозки груза рысью на 2 км с силой тяги 50 кг – 6 мин 45 с; время перевозки груза шагом на 2 км с силой тяги 150 кг – 17 мин 17 с.
Наиболее часто лошади русской тяжеловозной породы работают в различных сельскохозяйственных отраслях. Кроме того, русского тяжеловоза используют в племенной работе для улучшения местных лошадей в степных и горных районах России и стран СНГ, больших успехов в этом деле добились в Бурятии и Казахстане. Лошади русской тяжеловозной породы востребованы и в продуктивном коневодстве. Кобылы отличаются плодовитостью и высокой молочностью, рекордное количества молока – 3087 литров получено за период лактации (молоко для жеребенка не учитывалось) от кобылы Когорта.
В конце 40-х годов лошадей русской тяжеловозной породы разводили в основном на Урале и на Украине; уральские лошади были крупнее, сильнее, но несколько грубее украинских, которые в свою очередь отличались гармоничным телосложением и универсальностью использования.
В настоящее время русского тяжеловоза разводят в европейской части России, на Урале, в Черноземной зоне и в некоторых районах Сибири. На Украине лошадей русской тяжеловозной породы в чистоте разводят на Новоалександровском конном заводе; в Белоруссии – на Мстиславском. В России ведущее хозяйство по разведению русского тяжеловоза – Куендинский завод на юге Пермской области. Также с этими лошадьми работают на Красногвардейском (Свердловская обл.), Пермском (Пермская обл.), Псковском (Псковская обл.) Хреновском (Воронежская обл.).
Пейнтхорс
Американский пейнтхорс одна из популярных и известных пород, ее еще называют – «Раскрашенная лошадь». Родоначальниками этой породы являются испанские жеребцы, которые были завезены на территорию Америки еще со времён Колумба. Свой нынешний внешний вид лошади приобрели благодаря скрещиванию четвертьмильной лошади (квортерхорс) и породы верховых скакунов. Изначально их использовали племена индейцев для своей жизнедеятельности. Затем ковбои оценили их качество быстрой скачки. Эта порода была официально зарегистрирована в начале 60-х годов XX века.
Внешне это очень красивая лошадь, у нее голубые выразительные глаза, достаточно мускулистое тело с округлым крупом. Голова маленькая, а задние ноги сильнее и мощные передних. Высота породы в холке достигает 165 сантиметров, вес доходит до 500 килограммов.
Окрас, как правило, двухцветный. Лошадь имеет светлые или темные пятна на фоне основного, еще более темного, цвета. Если у животного пятна неправильной или непонятной формы и преобладают в основном на животе и голове, такой окрас называется «Овер». Животные с белыми ногами и пятнами правильной формы на груди и шее носят название «Тобиано». Чаще всего с белым цветом сочетается рыжий цвет, а также гнедой или вороной.
Мы выделили наиболее ярких представителей американских пород лошадей. Какие-то животные хорошо подходят для сельского хозяйства, а какие-то исключительно для скачек и выставок. Однако есть породы, которые объединили в себе все характеристики этих животных. Также на сегодняшний день продолжают выводить менее известные и новые породы лошадей.
Топ 10 лучших лошадей мира смотрите в следующем видео.
Аборигенные
Горные, степные и лесные аборигенные лошадки являются неотъемлемой частью жизни многих народов. И в отличие от заводских породистых скакунов они используются не только в качестве транспорта или тягловой силы, но и как источник пропитания. Неприхотливые к условиям обитания, они дают молоко, мясо, помогая людям выживать в суровых климатических условиях. Табунное содержание таких лошадей на Кавказе, в Башкирии и на Алтае позволяет поддерживать мясное промышленное производство конины.
Аборигенная порода лошадей неприхотлива к месту обитания
Все аборигенные кони низкорослые, имеют крепкое туловище, зачастую грубую конституцию, удлиненный корпус и сухие крепкие ноги с прочными копытами. Лесные лошадки отличаются длинной густой шерстью. Несмотря на сходство в экстерьере и использовании человеком, каждая такая порода имеет свою уникальную историю развития.
Карабаирская
Карабаирские верхово-вьючные лошади невысокого роста – около 145-155 см в холке, преимущественно одноцветных темных мастей. Эта порода происходит от древней линии азербайджанских горных скакунов. Главные черты, а именно, сильный корпус, крепкие и прочные копыта, сухие ноги, позволяют лошадям прекрасно преодолевать горные тропы с вьюком. Кроме того, они используются для джигитовки, а помеси карабаиров с чистокровками дают хороших скакунов для конного спорта.
Башкирская
Очень популярная аборигенная порода, которая возникла на юге Урала в глубокой древности. Считается, что она получилась в результате скрещивания степных азиатских коней с северными лесными. Централизованно разводить башкирцев люди стали лишь в 19 веке. Сегодня башкирские лошади – универсальные животные, выносливые, терпеливые, хорошо приспособленные к суровым условиям проживания и скудным кормам. Также у них высоко развиты молочные и мясные качества.
Тройки башкирских лошадей раньше использовались для длительных переездов. За световой день они могли без отдыха проходить до 150 км.
Башкирские лошади считаются самыми выносливыми и терпеливыми к суровым погодным условиям
Якутская
Пожалуй, самая известная аборигенная порода, о способностях которой слагают легенды. Эти низкорослые, всего до 144 см в холке, необычные лошадки живут севернее Северного полярного круга и способны выдерживать мороз до -70 градусов. Происходят они от древней вымершей тундровой лошади. У них очень густой теплый мех, широкая голова и мускулистый приземленный корпус, короткие и очень сильные ноги. Копытом они роют снег и достают растения и корешки, процесс называется «тебенёвка». Якуты используют уникальных скакунов для транспортных целей, а также в качестве источника молока, мяса и шкуры.
Адаевская
Адаевская порода лошадей представляет один из самых известных подвидов казахских коней, полученных на основе местных с привлечением туркменских жеребцов. Сегодня адаевская лошадь популярна во многих районах Казахстана, она хорошо приспособлена к жаркому сухому климату, скудному корму. Адаевцы низкорослые – не более 145 см в холке, но с выраженным верховым типом конституции. Лошади достаточно резвые, легкие в движениях, способные передвигаться тротом и высокой рысью. Кобылы содержатся в больших табунах для получения традиционного напитка кумыс.
Кушумская
В западном Казахстане протекает река Кушум. Именно в хозяйствах близ ее берегов и была выведена кушумская порода лошадей. Несмотря на то, что она считается аборигенной, в ее создании принимали участие очень много заводских пород: донская, чистокровная верховая, рысаки. Однако строгий отбор и круглогодичное содержание на полупустынных пастбищах сделали кушумских скакунов выносливыми и неприхотливыми. В Казахстане кушумцев очень ценят в качестве верховой лошади для пастьбы овец, табунов и крупного рогатого скота.
Из-за выносливости в работе кушумскую породу очень ценят
Интересные факты и истории
Во всем мире можно встретить более чем 20 вариантов и разновидностей подобных конец. В мультфильме про Русских богатырей был использован прототип такого жеребца, сильного и выносливого надежного соратника.
Тяжеловозы обладают крепким телом и мускулистыми ногами, но быстро бегать они не могут, так как очень неповоротливы. Даже с учетом всех вышеперечисленных аспектов они без затруднений преодолевают препятствия: перепрыгивают, проскакивают, обходят все, что стоит на пути. В отличие от других ездовых лошадей они имеют крепкую нервную систему и не реагируют рефлекторно, как это делают спортивные особи, на шумы и резкие хлопки.
Сегодня, к сожалению, чистокровные представители этого вида на грани вымирания, так как все больше они смешиваются с другими аналогичными семействами, и содержать в надлежащих условиях их очень трудно.
История породы
Немногим более века назад из Бельгии в Россию были завезены ардены — мелкие тяжеловозные лошади. По большей части у них имелись различные экстерьерные недостатки, дисгармоничное сложение. Однако у арденов было очень много ценных качеств: неприхотливость к условиям кормления и содержания, сухость телосложения, хорошая подвижность. Они приобрели популярность, и в 1904 г. ардены разводились уже в 376 хозяйствах, мелких и крупных. Стремясь увеличить поголовье, чистопородных арденов скрещивали с упряжными кобылами разных пород, местными и брабансонами, а также разводили в чистоте, совершая тщательный отбор.
Под действием отбора ардены приобрели гармоничность и улучшенный экстерьер
Русские ардены обратили на себя внимание на Всемирной выставке в Париже в 1900 г
Русская тяжеловозная порода имеет хорошие перспективы при использовании для развития продуктивного (мясо-молочного) коневодства. Так, в Бурятии и Казахстане русских тяжеловозов скрещивали с местными степными лошадьми, чтобы получить более крупную мясную лошадь. Помеси хорошо развиваются, благополучно живут в условиях табунно-пастбищного содержания и на 60—70 кг тяжелее местных лошадей.
После Гражданской войны часть поголовья сохранилась. Их стали использовать для племенной работы с целью создать небольшую, неприхотливую к условиям содержания и кормления, гармонично сложенную, работоспособную и пригодную к сельскохозяйственному труду лошадь.
Было получено большое количество племенных лошадей этого типа. К скрещиванию привлекались такие породы, как орловский рысак, першерон, были выведены заводские линии, основателями которых стали жеребцы Караул, Ларчик, Поденщик, Рубикон. Полученная лошадь сильно отличалась от старого ардена, и было принято решение назвать новую породу русской тяжеловозной. Официально она была зарегистрирована Министерством сельского хозяйства в 1952 г.
Русские тяжеловозы использовались как улучшатели других пород сельскохозяйственного направления.
Русские тяжеловозы довольно востребованны и в настоящее время. Они успешно демонстрируются на различных выставках. Так, русский тяжеловоз был представлен на агроиндустриальной выставке Шелкового пути в Оренбурге в 2010 г.
Применение русских тяжеловозов
Сегодня представители обсуждаемой нами породы используются в разных направлениях. По-прежнему остаётся актуальным их применение в сельском хозяйстве. В сёлах лошадь пашет землю, обслуживает фермы, перевозит дрова, уголь, ёмкости с водой.
Порода используется в сельском хозяйстве и туризме
Вторая сфера использования сильных и красивых скакунов – туризм и досуг. В парках на них катаются дети и взрослые, совершая конные прогулки, а от фото с такими красавцами мало кто откажется. При хорошем уходе русский тяжеловоз выглядит роскошно.
В молочной отрасли эти лошади используются активно. Из их питательного молока изготавливают кумыс, кисломолочный продукт. В России пока не производят сыр из кобыльего молока, который пользуется спросом в Казахстане, но, возможно, вскоре он появится и на прилавках магазинов в нашей стране.
Порода лошадей русский тяжеловоз заслуживает высокие оценки коневодов. Она проявляет прекрасные качества, выделяющие её среди других скакунов – выносливость, трудолюбие, умение приспосабливаться к новым условиям жизни и работы, неприхотливость. Потомки бельгийских арденов – гордость русской селекции.
https://youtube.com/watch?v=TnJbeqvz7Hs
http://moykon.ru/porodi/186-russkii-tiazhelovozhttp://stroy-podskazka.ru/loshadi/porody-i-masti/russkij-tyazhelovoz/http://fermhelp.ru/poroda-loshadej-russkij-tyazhelovoz/
Применение
Помимо основного предназначения – тягловых видов работ, тяжеловозы прекрасно используются в других областях, где достигают успеха. Так как экстерьер их высококлассный, то они выступают как улучшители пород. Их скрещивают с другими видами лошадей и для получения мясных особей, которые обгоняют своих соплеменников по массе почти на 70 кг.
Мясное направление развито так же, как и молочное. Тяжеловозами в основном занимаются во ВНИИ конного заводства, где имеется ферма кумыса. Как мы уже писали выше, лактационный период позволяет получать очень большое количество молока. Считается, что кумыс намного качественнее и по своим свойствам более подходит для замены грудного вскармливания. На его основе производятся очень популярные и легко усвояемые смеси, детское питание, творог, йогурты. Это придает тяжеловозам особую ценность.
Хорош тяжеловоз на испытательных мероприятиях, очень часто именно этой породе принадлежит обновление рекордов. Они способны везти тяжесть порядка 26 тонн – этот максимум поражает воображение. Кроме того, конь способен преодолевать двухкилометровые расстояния с полуторатонным грузом за 5 минут.