Пошаговая инструкция
Процесс ковки предполагает целый ряд нюансов. Многое здесь зависит от лошади. Так, например, чрезмерно активных или пугливых скакунов подковывают в течение нескольких дней. В первый просто постукивают по копыту палкой. На второй приставляют подкову и легонько ударяют молотком. Еще через день подковывают одно копыто и уже потом все остальные.
Сам процесс подковки проходит в такие этапы:
- Исполнитель поднимает ногу скакуна и аккуратно вычищает с подошвы грязь и мусор крючком.
- При помощи клещей снимают старую подкову.
- Крючком и ножом вычищают остатки грязи и срезают лишнюю роговую ткань.
- При помощи рашпиля всю поверхность копыта выравнивают до плоского состояния.
- Таким же образом чистят и обтачивают все остальные копыта.
- Новую подкову примеряют к зачищенному участку подошвы. Если она немного не подходит, ее подправляют на наковальне.
- Повторно прилаживают подкову к копыту. Если она ложится как нужно, начинают вбивать ухнали. Делают это поочередно с каждой стороны подковы.
- Концы ухналей с наружной части загибают, чтобы они не мешали.
- При помощи обсечки срезают торчащие окончания гвоздей, предварительно поставив копыто животного на специальную подставку.
- В заключение рашпилем подпиливают стенки копыта, чтобы они сошлись с размерами подковы.
Таким образом, при правильной реализации процесса подковки, лошадь совершенно не чувствует боли. Но если за дело берется неопытный исполнительно, то он может задеть ту часть копыта, где расположены хрящи и нервы. В этом случае животное не только почувствует боль, но еще и может серьезно травмироваться. Поэтому не рекомендуется самостоятельно подковывать коней без должного опыта работы.
https://youtube.com/watch?v=IfQXmKDSVAM
Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.
Подковывание лошадей стало практиковаться с третьего-четвёртого столетия нашей эры у тех народов, которые освоили добычу металла. До этого лошадиная «обувь» изготовлялась из кожи или тростников, но эти башмачки были недолговечными. Первые такие подковы стали применяться в Азии. Их сменила обувь для копыт, напоминающая сандалии из железа. Только в третьем веке изобрели новую форму изогнутых подков, которые почти не отличаются от современных. В России ковку лошадей стали практиковать после указа Петра Первого в 1715 году «Об обучении кузнечному делу в каждой губернии русских людей». Со временем наличие кованого коня говорило о статусе его владельца.
Подкова на лошади
Процесс ковки
Для каждой лошади изготавливаются индивидуальные подковы по меркам либо подбираются из стандартных
Для изготовления подковы важно снять три размера:
- расстояние от середины зацепной стенки до пяточного угла;
- расстояние в самой широкой части – центр на грудных и задняя треть на тазовых;
- ширина в пяточных углах.
Точнее результаты получаются с использованием подометра – металлического круга с вырезанными хордами шириной в 1 см и таким же пропуском между ними. Изготовленную подкову пригоняют, чтобы она соответствовала анатомическим особенностям копыта лошади. В первую очередь добиваются идеального соприкосновения подошвы и подковы. Отверстия для гвоздей должны быть размещены напротив белой линии. Правильная подкова несколько выступает за копытную стенку – на 5 мм в зацепе, до 15 мм в пяточных углах.
Особенности подковывания:
- для рабочих лошадей используют прочные подковы с широкой наружной ветвью, отставленной в сторону;
- спортивных лошадей перековывают каждые 4 недели на легкие подковы;
- для рысаков используют подковы с удлиненными зацепами, что делает ход уверенным.
Подкову размещают на копыте так, чтобы гвоздевые отверстия были напротив белой линии. Первым вставляют гвоздь в зацепной стенке с медиальной стороны. Наконечник гвоздя имеет скос, который должен смотреть внутрь – это обеспечивает выход гвоздя наружу
Первые удары молоточком делаются осторожно, чтобы убедиться в правильности направления, а затем уверенно забивают
Важно контролировать характер введения и звук – если гвоздь идет легко с тупым звуком, то он находится в мягком роге и при забивании глубже, чем на 1,5 см следует извлечь гвоздь
Когда острие гвоздя выходит из роговой стенки необходимо подставить клещи и загнуть наклепку. Забив пару гвоздей в зацеп, рекомендуется опустить копыто и посмотреть положение подковы в нормальном положении, при необходимости можно подправить небольшое искривление ударами молотка по подкове. Теперь необходимо забить оставшиеся гвозди, а после пройтись по всем головкам и прижать подкову.
Чтобы окончательно присоединить подкову, необходимо поставить копыто на колено, а щипцами подтянуть гвозди. После откусывают выступающие концы с таким расчетом, чтобы остался небольшой кусочек (3-5 мм), называемый барашком. Под каждым из них рашпилем или секачом делают ложбинку в роговой стенке и загибают гвозди. Для того чтобы загнуть барашки не следует по ним бить – необходимо в них упереться клещами, а удары наносить по головкам в подкове.
Особенности выбора подковы
Существует огромное количество разновидностей подков, на что необходимо обратить особое внимание при выборе. Такое многообразие обусловлено тем, что сегодня есть большое число пород лошадей, а также предназначений этих животных. Так, для чистокровных лошадей и рысаков, которые принимают участие в скачках и забегах, используют тонкие, почти невесомые подковы для лошадей
Для тяжеловозов, а также для лошадей, выполняющих тяжелую работу – например, перевозящих грузы – рекомендуется приобретать толстые подковы, которые эффективно препятствуют преждевременному износу копыт
Так, для чистокровных лошадей и рысаков, которые принимают участие в скачках и забегах, используют тонкие, почти невесомые подковы для лошадей. Для тяжеловозов, а также для лошадей, выполняющих тяжелую работу – например, перевозящих грузы – рекомендуется приобретать толстые подковы, которые эффективно препятствуют преждевременному износу копыт.
Существуют и другие виды подков:
-
облегченные;
- стандартные;
- зимние;
- угольные;
- алюминиевые;
- пластиковые;
- ортопедические.
Опытный коваль (кузнец) сможет идеально подобрать подковы под каждую конкретную лошадь. Однако о нескольких из этих видов подков нужно рассказать подробнее.
-
Зимние подковы незаменимы в зимнее время года, особенно в регионах, где много снега и гололед – не редкость. Зимняя лошадиная подкова отличается материалом, из которого выполнена ее нижняя часть, а также особой формой, которая увеличивает площадь соприкосновения копыта с грунтом, что позволяет добиться большей устойчивости лошади даже в гололед.
Зимние подковы также оснащены шипами, которые могут иметь разные размеры.
- Угольные подковы идеально подходят для скользкой местности, а также для осенне-весеннего периода, когда часто бывает слякоть и грязь. Они также могут иметь шипы, расположенные на нижней части, для лучшего сцепления с грунтом во время движения животного.
- Ортопедические подковы нужны тогда, когда требуется исправить движения лошади или постав ее ног. Они также нужны в период лечения ног коня.
Стандартная подкова имеет ширину 22 мм и высоту 8 мм. При этом в своей верхней части она всегда идеально ровная, а нижняя часть может быть как ровной, так и полукруглой или оснащенной шипами. При этом подковы, предназначенные для передних и задних ног, различаются по своей форме, поскольку сечение у копыт разное.
В России существует стандарт, по которому производятся эти изделия – он называется ГОСТ 5408-77. Он включает в себя 13 различных размеров, чтобы удовлетворять потребностям лошадей разных размеров и пород. Изготавливаются изделия из низкоуглеродистой стали.
https://youtube.com/watch?v=zE5m-7SVs4E
Процесс подковывания
Как коня подковать так, чтобы не причинить вреда здоровью лошади, знают ковали. Лучшие специалисты обычно работают в конноспортивных клубах, и с ними можно договориться об оказании услуг «на выезде». Многие хорошие кузнецы умеют не только изготовить подкову, но и знают, как подковать лошадь.
Ковка – тяжёлый физический труд. Если лошадь нервничает и плохо приучена к ней, то ещё и травмоопасный. Поэтому процесс всегда начинается с фиксации животного. Смирную лошадку можно просто привязать за недоуздок, буйную придётся ставить в станок. Только после этого приступают к процедуре:
- Снятие подковы. Старая набойка убирается с помощью ковочного молотка, обсечки и клещей. Обломанные гвозди обязательно удаляют.
- Расчистка копыта. Копытным крючком и щёткой вычищается весь мусор, затем копытному рогу придаётся правильная форма.
- Снятие мерки. Копыто обмеряется по длине, ширине между стенками и ширине в пятках.
- Подгонка подковы. Если она неидеально подходит к копыту, коваль дорабатывает её на наковальне.
- Прикрепление. Подкова укладывается на копыто и крепится подковными гвоздями (ухналями). Острия, которые вышли наружу, откусываются вблизи копытного рога. Под них ставят клещи и молотком заплющивают, чтобы плотно подтянуть набойку к копыту. Острые края зашлифовывают рашпилем.
Процедура подковывания включает в себя расчистку копыта, снятие мерки, подгонку подковы и её прикрепление.
После ковки лошадь следует провести сначала на шагу, а потом на рыси, и посмотреть, не захромала ли она.
Неправильная ковка способна превратить лошадь в инвалида. Выполнять её самостоятельно могут только опытные коневладельцы. Новичкам лучше сначала поучиться у грамотного коваля, как расчищают копыта и как подковывают лошадей.
Почему обязательно нужно ковать лошадей
В естественной среде обитания крепости копыт достаточно, чтобы защитить ноги животных при нахождении на мягком грунте. У диких лошадей нет нагрузок, они способны сами выбирать дорогу для передвижения, при этом лошади будут обходить булыжники с острыми краями или иные препятствия. Кроме этого, на свободе, в природных условиях, кони обладают довольно активным образом жизни, что самым положительным образом влияет на укрепление рогового слоя.
рекомендуемые статьи:
А вот конюшенные обитатели поставлены в иные условия. Ограничение возможности проводить много времени на прогулках приводят к снижению физической активности, именно поэтому копыта становятся менее плотными и стираться будут гораздо быстрее. Лошади очень часто работают не только по мягкому грунту, но и по асфальтовому покрытию, брусчатке или иной твердой поверхности, да еще и со всадником или экипажем. Такой образ жизни приводит к быстрому истиранию копытного рога, а вот отрастать он будет гораздо медленнее.
Из-за стертости копыт у лошадей начинаются проблемы со здоровьем. Острые камни будут с легкостью пробивать тонкий рог копыта и заставлять его трескаться. Сквозь такие повреждения с легкостью проникают болезнетворные бактерии, которые приводят к воспалительным процессам. В результате лошадь начинает испытывать боль и дискомфорт при передвижении, появляется хромота и дело может дойти до потери подвижности.
Чтобы предотвратить такие травмы, необходимы подковы, выполняющие ту же роль, что и человеческая обувь. Если подковы будут соответствовать качеству и правильно прибиты, то это позволит лошадям работать на любом твердом грунте, а негативных последствий для копыт не будет.
Но не только защитная функция возлагается на лошадиную «обувь»: животные не будут оскальзываться на мокрой траве или дороге, покрытой льдом. Они служат своеобразными корректорами для коней, имеющих деформацию копытного рога, снижают чувство дискомфорта у животных с травмированными ногами. Как видно из сказанного, каждый индивидуальный случай требует применения разного вида подков.
Учимся подковывать животное
Правильная подковка лошадей – это не просто умение крепко прибить подкову, но, прежде всего, умение правильно обработать копыта. Этот процесс можно смело назвать маникюром для скакуна, так как подразумевает расчистку, обрезку и подпилку ороговевшего слоя. Даже если лошадь не ковать, каждые четыре или пять недель ей нужно опиливать и чистить копыта. Если сама подкова еще не износилась, ее можно подогнать снова. Это делается либо горячим, либо холодным способом.
Интересно! Многие думают, лошадям больно, когда их подковывают, но это не так. Металлические гвозди вбиваются в ороговевший слой и абсолютно нечувствительную зону. Поэтому животное не чувствует никакого дискомфорта.
Основы для кузнеца
Работа кузнеца требует большого мастерства и ювелирной точности. Он должен уметь расчищать копыта, подпиливать, с большой точностью определять размер подковы, забывать правильно гвозди. Всего один промах – и лошадь может начать хромать. Более того, каждый кузнец должен владеть знаниями об анатомии строения конечностей лошади. Очень часто приходится решать серьезные проблемы и их исправлять с помощью подков.
Сегодня кузнеца можно найти в любом конном клубе и на любой конюшне. Также много мастеров занимаются частной деятельностью с выездом на дом. Прежде всего, у него должны быть специальные инструменты, без которых работа будет невозможной. Смотрите схему и видео. В больших конных комплексах куют лошадей в специально отведенных местах возле станка. В домашних условиях нужно будет найти сухое, хорошо освещенное и спокойное место.
Пошаговая инструкция
Прежде чем начать подковывать лошадь, копыта следует помыть, очистить специальным крючком от грязи. Только после этого можно животное подводить к станку. Большинство скакунов стоят спокойно, но возле нее не должны находится другие лошади или стоять еда. Для агрессивных и возбужденных лошадей применяют специальный станок с привязью.
Все инструменты кузнеца условно можно разделить на две группы: для изготовления подков и для заправки копыт (сапожные). Так как подковы мы будем использовать готовые, то понадобятся только сапожные инструменты. Это молоток, кусачки, триммер, рашпиль. Все их можно увидеть на фото и видео.
- Для того чтобы поставить новую подкову, нужно сначала снять старую. Для этого кузнец принимает правильную позу: как бы оседлывает заднюю ногу коня или подгибает переднюю, как на видео.
- С помощью щипцов нужно захватить барашки гвоздей и вытащить их. После снимается подкова.
- Теперь можно приступить к косметической части. Необходимо кромкообрезными кусачками убрать весь лишний наросший роговой слой на копыте, как показано на видео.
- После этого берется копытный нож и убирается все лишнее внутри: мозоли и роговая оболочка подошвы. Следует быть осторожными, чтобы не задеть мягкую ткань.
- Секачом подравнивается стенка копыта.
- Берем рашпиль и хорошенько выравниваем все неровности, как бы шлифуя внутреннюю часть. Это хорошо видно на видео.
- Теперь берем подкову, раскалываем ее до красного цвета и прикладываем каждую к своему копыту. Таким образом платина оставляет след на роговом слое, по которому происходит примерка. Именно так можно проверить, соответствует ли подкова по ширине и длине копыта.
- Если есть какие-то лишние части или выступы после примерки, их счищают и подравнивают.
- Теперь переходим к «переобуванию» копыт. Накладываем под подкову фальцу или резиновую прослойку, берем необходимые гвозди и прибиваем пластину к роговому слою. Выступающие концы гвоздей за верхним слоем копыта откусываются кусачками.
- Если есть необходимость, в последнюю очередь в специальные отверстия вкручиваются шипы.
После ковки обязательно нужно посмотреть, как двигается лошадь, не хромает ли и равномерно ли наступает на все четыре ноги. Только после этого процесс подковывания можно считать завершенным. Более подробно смотрите на видео.
Конструкция подковы
Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.
Конструкция подковы
Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:
- ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
- верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
- нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
- зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
- гвоздевая дорожка;
- внутренний и наружный боковые края;
- отверстия под шипы;
- гвоздевые отверстия;
- пятка – закругленный конец ветви;
- шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.
В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.
Подкова — фото
Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.
В каждой подкове есть гвоздевые отверстия
Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.
Подковы и шипы, комплект
Подковы для лошадиных копыт
Подковы и дикие лошади
У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом
Что представляет собой подкова?
Современные виды подков различны по форме, толщине, материалу и назначению. Самые простые модели создаются из низкоуглеродной стали, поддаются корректировке в горячем и холодном состоянии. На переднюю пару конечностей устанавливаются округлые подковы, для задней подбираются более вытянутые модели, повторяющие природное строение копыт.
Обычная подкова — пластина выгнутой формы, снабженная отверстиями. Это приспособление состоит из следующих элементов:
- гвоздевой дорожки;
- отверстий под шипы;
- зацепа или отворота — небольшого выступа, расположенного вертикально на передней стороне полотна;
- ветвей (наружной и внутренней) — участков полотна, проходящих от пятки до зацепа;
- пяток — округлых концов ветвей;
- верхней поверхности, прилегающей к копыту;
- наружной поверхности, соприкасающейся с грунтом;
- гвоздевых отверстий;
- наружного и внутреннего боковых краев;
- шипов — дополнительных приспособлений для лучшего сцепления с проблемными типами грунта.
Полотно состоит из трех частей — боковой, зацепной и задней. Прилегающая к рогу поверхность имеет внутреннюю и внешнюю зоны. На наружную часть опирается копыто, поэтому она должна быть максимально ровной и большей по площади. Неровные или криво расположенные ветви будут препятствовать плотному соединению полотна и копыта, что приведет к дисбалансу нагрузки и деформации рогового слоя.
Горизонтальная нижняя поверхность имеет гвоздевую дорожку (продольную выемку вблизи наружной кромки). Этот элемент позволяет углубить шляпки гвоздей и препятствует их быстрому стиранию. Вид и расположение гвоздевых отверстий очень важны для правильной ковки и безопасного передвижения животного. Гвозди, забитые в неправильно расположенные отверстия, могут повредить ткани ноги под роговицей. В соответствии с размером изделия отверстий может быть 6, 8 или 12. Они приближены к зацепу на передних подковах, а на задних смещены к пятке. Форма и величина отверстий должна соответствовать размеру гвоздевой шейки.
Средняя подкова имеет ширину в 22 мм и толщину в 8 мм. Размеры подков разделены на 13 рангов, определяющихся габаритами ветвей, расстоянием между пятками, шириной наиболее выпуклой части, толщиной и весом. Продаются такие приспособления парами.
Причины появления и история появления подков для лошадей
В те времена кони были основным средством передвижения, и от того, насколько долго лошадь может полноценно работать, напрямую зависело удобство человеческого существования. Эти три основных фактора и вызвали необходимость придумать такое средство защиты, как подковы для лошадей.
История появления этой лошадиной обуви весьма интересна. Изначально она представляла собой подобие обычного башмака, изготовленного из крепкой древесной коры, снаружи обернутой кожей и прикрепляемого веревками или ремнями. Однако, такая обувка быстро снашивалась. Стали появляться металлические пластины, которые крепились к ногам ремнями (так обували лошадей в Римской империи). Но и этот вариант имел существенный недостаток, так как кожа на ногах лошадей быстро натиралась в процессе передвижения.
Другие находки говорят о том, что такие подковы были и у древних римлян, но суть от этого – не меняется. Крепление подков к копыту гвоздями по сей день считается самым удобным и безопасным для животного.
И только если коваль вдруг промахнется и заденет гвоздем живую ткань – вот тут животному будет больно, и оно начнет хромать.
https://youtube.com/watch?v=zE5m-7SVs4E
Этапы процесса
Ковка лошадей – процесс достаточно сложный, и он состоит из нескольких этапов, которые включают в себя:
- Выбор подков.
- Подготовка инструментов.
- Осмотр животного.
- Удаление старых подков.
- Расчистка копыт.
- Снятие точных мерок для изготовления новых подков.
- Пригонка.
- Крепление.
- Окончательный осмотр.
Первый этап подразумевает выбор «обуви» для лошади, идеально подходящей под ее размеры, породу и то, для чего она используется. Разумеется, делать это должен только опытный коваль – только тогда результат будет таким, каким его ожидают.
На втором этапе необходимо подготовить все инструменты, которые потребуются в процессе работы. Коваль, или кузнец, должен располагать следующим перечнем инструментов:
- ухнали – гвозди, с помощью которых осуществляется крепление;
- специальные клещи;
- обсечка;
- рашпиль;
- специальный молоток;
- нож для расчистки;
- лапа;
- шиповой ключ.
Разумеется, помимо этого необходим специальный станок. С его помощью коня можно зафиксировать в нужном положении. При этом выделяют станки двух видов: высокие и низкие. Первые позволяют слегка приподнять животное над землей, а вторые – более устойчивы и не пугают коней, когда их подковывают.
Затем удаляют старую «обувь». При этом старая лошадиная подкова должна быть тщательно осмотрена – это позволит удостовериться, что тактика ковки и сами подковы выбраны правильно. Если дефект будет повторяться вновь и вновь, то конь может захромать.
Далее проводят расчистку, то есть удаление мертвого рога. Его очень легко распознать – у него беловато-серый цвет, на нем много трещин, и он легко начинает крошиться, когда его обрезают. Этот отслаивающийся рог необходимо удалить полностью с помощью ножа, а затем – подпилить рашпилем подошву. Только после этого можно переходить к снятию мерок, которые необходимы для изготовления новых подков, если речь идет о ручном изготовлении, либо для покупки фабричных нужного размера.
Затем следует произвести подгонку. Она может быть двух видов:
- Холодная. Холодная подгонка удобнее, поскольку не вызывает у животного волнения, а также не высушивает поверхность копыта.
- Горячая. Горячая подгонка является более точной и, поэтому, применяется намного чаще.
Когда подгонка успешно выполнена, можно переходить к прикреплению подковы. Для этого используют ухнали – специальные гвозди, которые надежно держат «обувь» на ноге коня. Ковка лошадей подразумевает закрепление подковы на копыте с помощью шести ухналей. Когда все ухнали на месте, их концы кузнец откусывает с помощью специальных клещей.
По окончанию этих процедур необходимо осмотреть животное. Для этого его проводят как рысью, так и шагом. Не должно быть никакой хромоты или стесненности движений. Если обнаружено, что ковка лошадей выполнена неправильно, дефект необходимо устранить немедленно, пока он не привел к неприятным последствиям.
Зачем ковать и стоит ли это делать? Сегодня конники и владельцы лошадей не задаются таким вопросом, потому что знают – только так можно поддерживать здоровье ног и копыт лошади.
Срок перековки
Но нужно помнить не только о том, когда и как подковать лошадь, но и о сроках перековки. Определяя эти сроки, необходимо учитывать характер грунта, по которому чаще всего передвигается конь, а также скорость, с которой у него отрастает копытная стенка, что является индивидуальным показателем.
Как правило, перековка необходима ежемесячно, но в некоторых случаях допустимо перековывать каждые 45 дней.
Только опытный кузнец сможет определить сроки, подходящие конкретному животному. Поэтому нужно выбрать того специалиста, которому можно доверить здоровье питомца.
Ковка сегодня – это не роскошь, а та необходимость, с которой сталкиваются все владельцы лошадей.
Процесс выполнения ковки
Как правильно прибить подкову, знает настоящий профессиональный кузнец или коваль. Ему хорошо известны все инструменты, используемые в этом непростом процессе. Обычно применяется стандартный набор, состоящий из обсечки (крючка для ухода за копытами), клещей для снятия старых подков, секача или ножа для снятия старого слоя подошвы, молотка ковочного, рашпиля, пилки для копыт, гвоздей (ухналей), пассатижей для удаления гвоздей и, конечно, наковальни.
Ухнали можно использовать только один раз, повторно использовать их нельзя. В наши дни немногие кузнецы смогут справиться с этой задачей. Нужно иметь определённые знания о том, как правильно подковать лошадь, как перед этим провести расчистку копыт лошади, как очистить подкову от ржавчины и много других секретов в обращении с этими животными.
Это важно! Иногда кузнецы используют станок для ковки в тех случаях, если конь испуган или нетерпелив, не стоит спокойно на месте. Особенно помнить об этом нужно начинающему конюху
Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно
Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется?
Домашним лошадям, которые редко выезжают на асфальтированную дорогу, крепить подковы вообще не нужно. Процедура ковки небыстрая, ведь животному сначала нужно привыкнуть к мастеру, уже потом можно постепенно приступать к работе. Иногда сам процесс растягивается на несколько дней. Как он осуществляется?
1 этап. Чистить крючком края копыта от опилок, разного мусора, чтобы удобно было снять старую «обувь», несложно
Важно это сделать аккуратно. 2 этап. Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями
3 этап
Затем клещами резким движением сорвать подкову с гвоздями. 3 этап
Нужно ещё раз провести тщательную чистку копыта, затем копытным ножом срезать с копытца отросшую роговицу. 4 этап. Обточить пилкой для копыт его поверхность и края так, чтобы она стала гладкой и плоской. Почему? Потому что от этого зависит, как ровно будет прилегать подкова. 5 этап. В такой же последовательности расчищать и обрабатывать остальные три конечности. 6 этап. Снимаются мерки и подгоняются подковы. 7 этап. Повторно примерить изделие и приколотить его к копыту. Это самый сложный и ответственный шаг. Маленькая неточность может привести к травме ноги. Если будут соблюдены все условия ковки, то животное не ощутит дискомфорта, ведь в роге отсутствуют нервные окончания. Гвозди забивать в нужной последовательности (1-ый – в первое зацепное отверстие, 2-ой – напротив, и так до конца) и строго под прямым углом к подкове. 8 этап. Концы гвоздей молотком загнуть, приколотить к нижнему краю копыта и подогнать плотненько зацеп.
Это важно! Нужно избегать неточностей в работе именно на этом этапе. Если произойдёт смещение во время прибивания гвоздей, то работу придётся переделывать и снова забивать ухнали, потому что подкова начнёт болтаться
- 9 этап. Удалить при помощи обсечки концы гвоздей. Для этого нужно ноги лошади поочерёдно поднимать на специальные железные подставки, которые ставятся перед ней и под её брюхом.
- 10 этап. Заключительный. Повторно обточить рашпилем края подковы и копыта. В случае необходимости – закрепить шипы. Так как на новых подковах отверстия под них отсутствуют, можно своими руками просверлить так, чтобы они соответствовали диаметру шипа.
На этом процедура подковки завершена. Таким образом, при наличии определённого набора инструментов, навыка и любви к животным коваль может успешно подковать любого коня.
Интересно! Взрослые и дети знают, что в старину над входом в дом, над дверью, прибивалась на счастье подкова. Люди верили, что она приносит удачу и оберегает её владельца от несчастья и недугов
Не важно, куплена она была или найдена. Главное, чтобы подкова была хоженой, то есть снятой с лошадиного копыта
https://www.youtube.com/watch?v=IfQXmKDSVAM
https://www.youtube.com/watch?v=IfQXmKDSVAM
В современном мире нечасто встретишь человека, увлечённого лошадьми. На такие вопросы, как «Больно ли лошади когда её подковывают?» и «Из чего делают подковы для лошадей?» вряд ли можно получить от простых обывателей правильный ответ.
Зачем лошадям подковы?
Подкова для лошадей то же, что обувь для людей. Подковы известны еще с древнейших времен, и по сей день никаких изменений в этом элементе амуниции лошадей не произошло. Может подковы вовсе и не нужны лошадям ил их можно с успехом заменить на что-либо другое.
О возникновении подковы
Древние люди одомашнили лошадей и спустя некоторое время догадались, что ходьба по твердому грунту разрушает копытный рог четвероногих питомцев. Первые подковы были сделаны из природного материала – лыка, тростника, коры, кожи, и крепились они веревками или ремнями. Разумеется, такие подковы изнашивались очень быстро.
Древние римляне научились подковывать лошадей металлическими подковами. Они представляли собой овальные пластинки и крепились также с помощью веревок.
В средневековье на территории современной Европы частым явлением стали булыжные мостовые и мощеные брусчаткой улицы.
Подкованная лошадь подчеркивала статус владельца. Ездить на босой, неподкованной лошади считалось позорно.
Подковы и дикие лошади
У многих возникнет справедливый вопрос – как лошади выживают в дикой природе, если их никто не подковывает. Ответ простой. Нагрузка на копыта у дикой лошади несравненно меньше, чем у одомашненной. В дикой природе лошади сами контролируют износ и отращивание копытного рога. Кроме того, она может выбирать более подходящую дорогу с мягким грунтом
Дорогие подковы
Как ни странно, но подковать раньше лошадь стоило очень дорого. Подковывали лошадей только в богатых домах. Лошадей содержали конюшне, поделенной перегородками на несколько денников. Пол в конюшне был земляной, навоз, правда, никто не убирал, он и служил подстилкой. Но навоз выделял при разложении тепло, поэтому копыта лошадей не мерзли.
Этот же аммиак разъедал копытный рог неподкованных лошадок. В то время как у крестьян лошади зимой проводили время на улице, и их копыта были здоровее, чем у лошадей богачей. Лошадкам простого люда приходилось туго.
При этом нужно учесть, что в то время единственным средством передвижения были именно лошади, и их же чаще всего задействовали в сельском хозяйстве.
Что будет, если лошадей не подковывать?
Если лошадь не подковать вовремя, копытный рог износится, сточится, и каждое движение будет причинять лошади боль.
Если лошадь проводит все время на выпасе в поле с мягким грунтом, не приспособлена к работе, то в принципе ее можно не подковывать.
Но если лошадь принимает активное участие в фермерском хозяйстве, участвует в скачках или занята в спортивном туризме, то несомненно ее нужно подковывать. Частота подковывания лошади 1 раз в 1-1,5 месяца.
https://www.youtube.com/watch?v=LoTHBEDBcjw
Многие владельцы конюшен не подковывают лошадей зимой, особенно в снежные зимы. Так или иначе, лошадиному копыту нужно отдыхать от копыта. Обычно хватает одного-двух месяцев в год.